yve_chmur_ent (yve_chmur_ent) wrote,
yve_chmur_ent
yve_chmur_ent

Category:

Песня детства

Всех с Новолетием, Рождеством и моей личной днюхой.

Во-первых, все могут поздравлять меня с ДР прям тут.

Во-вторых, я решил, что как раз самое время выложить этот пост, типа как подарок самому себе. Может и не такой клёвый подарок, как фейсхаггер, но тоже ничего)


Мы тут в связи с нетленкой Германа про его детство то и дело вспоминаем то да сё из наших детских лет. Я вообще-то уже давно собирался рассказать про эту песню, да всё встревали более актуальные темы. А тут как раз Татка ударилась в воспоминание о своей "колыбельной", и я увидел такие созвучия, что решил поспешить с выкладыванием текста. Ну, как мы все тут спешиииим – выужепонели)

В моём раннем детстве, когда отец сперва служил в форту на Севере (я про это рассказывал и тоже в связи с песней), а потом погиб, и ещё некоторое время были живы мама и отчим, в нашем доме нередко бывали, особенно по праздникам, вечеринки с пением под гитару. Из того, что пелось, я больше всего любил Песню про Других Стражей (как называл её про себя) и побег вместе с ними за пределы – я так и понимал, что это про овердрайв. Уже подростком я отдельные строфы иной раз повторял про себя, сам себе фламматор.

Это песня (как я тогда её понимал, по большей части трактуя всё сам, сообразно тому как слышал – а слышал я подчас своеобразно, не скрою – но и с учётом рассуждений старших вокруг неё) про человека, который в скитаниях бежит по степи, понимает, что за ним охотится враждебная сила в виде бездны оврага, и просит Других Стражей – существ Заграни – взять его с собой. Но потом (во втором куплете) он уже таки погружается в бездну, но без страха, обнимая свои главные сокровища в уповании (я знал такое слово и понимал, что оно означает очень высокую степень доверия, глубокую уверенность в очень опасной и ненадёжной обстановке), что пройдёт насквозь и выйдет победителем.

Приближается пасть овражья
Проглотить мой недолгий бег.
Вы постойте, Другие Стражи –
Чтобы мне сорваться в побег –
На границе, чтоб за вами
Не с пустыми руками
Мне сорваться в побег.

Нож, патроны и пара фляг
У меня при себе. Итак! –

Вечный Ветер и Звон Ночной
В Сюдосаме пойдут со мной…

Всякий раз при слышании этого "Итак!" меня захлёстывало крышесносным предощущением – начинается поход! Дальше герой песни принимается отдавать команды своим спутникам, Вечному Ветру (высокой фигуре в сером плаще) и Звону Ночному (который мне представлялся гигантской человекоподобной цикадой): их путь для начала лежит в некое Сюдосаме; а может Слюдосанье? – тогда, скорее всего, это место, где вечная зима, как на Дальнем Севере, по насту блестящему как слюда катятся сани… Всё связанное с Севером меня волновало особенно: не только потому, что вообще для детей-южан Север – страна легенды и мечты о будущем, но и потому, что на Севере служил мой отец.

Я помню, что первая строчка припева сперва была иной, и на моей памяти её несколько раз поменяли наши исполнители, стараясь приблизить набор походных предметов к современному и при этом сохранить качество песни. Изначально упоминался порох, и кто-то из наших гитаристов качал головой: мол, теперь только совсем замшелые носят с собой порох и набивают гильзы сами, может ещё и пули отливать самим? –

– Ага, "Порох, гильзы, свинец и…" и? –

и кто-то из слушателей подсказывал, ухмыляясь:

– Тогда и картон для гильз! "Флягу, порох, свинец, картон – потащу на себе сто тонн!"

– Правильно, главное флягу – первым пунктом списка, тогда и сто тонн не в тяготу! –

– Лучше две! – "Чуток оружья и пара фляг"

И общий хохот.

Я не обижался за песню на шутников и не расстраивался оттого, что пение прервалось, поскольку исполнитель всякий раз начинал с предыдущего места, и я мог по новой пережить это улётное "итак!"

Там были и ещё строки припева с перечнем разных ценных вещей, которые герой берёт с собой; я не помнил, к первому или второму куплету они относятся, да и наши гитаристы, скорее всего, не строго соблюдали последовательность, могли подзабыть или под настроение добавить что-то от себя.

Помню отдельные двустишия:

В мураву от своих дверей
Я плечо оберну скорей…

(это было мне хорошо понятно – у дверей всегда растёт подорожник и другая травка, которую прикладывают к ранам)

Дуб и мельницу и поток
Заверну в носовой платок…

(и это понятно – либо у героя есть умение уменьшать предметы, либо он превратил всё названное в вышивку на платке, так тоже делают)

Семицвет незабвенных лиц
Заложу между двух страниц…

(как засушивают красивые цветы между страницами Библии, я видел – они там могут храниться хоть до следующего Юбилея или до Второго Пришествия, тысячу лет, пока Армагеддон не воспламенит все священные книги, положив конец спорам и гаданиям; и вполне себе представлял, что на лепестках как на бабочкиных крыльях могут быть узоры и символы, складывающиеся в портрет любимого человека; и я был бы не прочь встретить цветок или мотылька с Севера с образом отца!)

Последним в припеве первого куплета было:

И мгновенья вечной любви
Унесут, как искры кровù –

и мне виделось, как вокруг этого бесшабашного бегуна, когда он получает смертельную рану, его хлынувшая кровь возгорается огненным кольцом, искры которого, снопами взлетая как из очажной трубы, подхватывают героя и уносят в своём рое – и это возможно потому, что в нём есть любовь, он наверняка пролил кровь за любовь, а любовь как известно вечна и всемогуща, и её корпускулы (я знал, что всё в мире состоит из корпускул) теперь унесут его от врагов; да, и Вечный Ветер из другого двустишия – это скорее всего про то же!

Но это ещё не всё, поскольку дальше шёл второй куплет, как второй том приключений или Новый Завет. Во второй серии Здесь герой бесстрашно опускался в бездну, успокаивая спутников, Других Стражей (вот, он уже их превзошёл в силе!):

Отпустив меня, не робейте:
Через Югу и неживьё
От победы иду к победе,
Не теряя ничто своё:
Даже падая
И погружаясь
Я держу в объятьях своё.

Меня нешуточно беспокоил вопрос, связанный со второй строкой. Я понимал, что герой идёт через неживьё – то есть через неживые, а может и мертвящие, области: мне они представлялись то в виде заброшенного после эпидемии жилья, то в виде колючих-ядовитых сухих зарослей (слово "жнивьё" я узнал сильно позже). Но что такое Юга? Возможно, так в иных местах называют край, где мы живём, Юг Арийской Территории. В таком случае, не считают ли и наш Юг тоже подобным безжизненным пространством? Ведь воспринимаем же мы, южане, север опасным и малопригодным для обитания людей. Или наоборот, строка песни противопоставляет живую Югу – смертоносному неживью?

"Падая и погружаясь" – судя по ремаркам взрослых, они воспринимали это как описание сна, когда человек падает от усталости и проваливается в забытьё. Но я был уверен, что речь именно о погружении в небытиё. То "ничто", которое у героя внутри (то есть нечто невещественное, не поддающееся ощупыванию руками) насыщено любовью и могуществом, и оно оказывается сильнее того ничто, которое охватывает его в бездне. Мне это напоминало объяснения отчима про разницу между солёной и пресной водой: вода, которая поддерживает организм, солёная и она сильнее, чем пресная вода снаружи; вот поэтому (как я понял) не следует паниковать, попав в переделку: человек не даст холоду себя заморозить, даже если снаружи всё заледенело, и не утонет, упав в водоём.

Дальше в припеве шло упоминание про воздушного змея, которое мне нравилось уже поэтому, а уж тем более потому, что змей как раз и означал то самое упование, на которое опирался отец в опасностях своей северной Заграни, и мама, ожидающая его благополучного возвращения. Напоследок гитарист выпевал, прямо-таки залихватски:

И мешок, где лежат грехи,
Не оттянет лёгкой руки!

И выбивал обязательную дробь на корпусе гитары!

Я уже заметил, что про грехи всегда упоминается с улыбкой и даже с бравадой, хотя вынес из довольно утомительного выяснения с мамой, что "грехи" – это ошибки, а также умолчания. Мама отчего-то стеснялась этой темы, впрочем я был в курсе, что у нашей мамы случаются закидоны на почве приличия и стыда. Для себя я обобщил всё мне известное, в том числе присловье "эх где вы грехи молодости!" в представлении о том, что это типа болячек, уплотнений (как грибки или орехи) на душе (или на духе). Если это шрамы, то ими можно если не гордиться, то по крайней мере – предъявлять их как доказательство, что ты не просидел всю жизнь под замшелой колодой / в плантаторской опочивальне / на штабной кухне. Но это могут быть и какие-нибудь следы расчёсов или там пощёчин, или постромков, говорящие за то, что ты грязнуля или лжец или подпевала – и тогда их скрывают.

Но потом был разговор между слушателями именно про последнюю строфу, который мне запомнился примерно так:

– …Вот, и даже грехи прихватил, чтобы не потерялись. Хозяйственный какой!

– А потому что грехи – это не мусор, а часть твоего прошлого.

– Так разве это плохо – оставить все грехи или простить все грехи?

– Простить, себе и друг другу – хорошо, а забыть – плохо.

– Потому что тогда может повториться…

– Потому что грехи – это то, что было между тобой и кем-то ещё. Ты же не хочешь забыть друзей или врагов? Или забыть, что между вами было.

– Да брось. Сколько бывает грехов, которые никого не касаются кроме тебя самого. Ты сам против себя совершаешь плохое дело, и знаешь что плохо делаешь – хотя другого никого это не заденет. А потом исправил и всё…

– Что за бред! Так и не бывает, чтобы сделанное в себе хорошее либо плохое не отразилось на окружающих. Особенно на близких, но и не только. Эй, вот ты молчишь, а что ты думаешь…

– Да оба вы бредите. Причём тут "сделаешь плохо себе, и оно отразится"? Не бывает вообще хорошего и плохого "в себе", это всегда для другого. Кто же сам себе делает плохо? Ты станешь у себя в доме нарочно делать, чтобы неудобно жить? А вот не думать, как это отразится на соседях, и навалять им бед – вот про это можно сказать, что грех…

– А не бывает, по-твоему, что человек захочет сделать другому хорошо ценой того, что себе сделает очень плохо? И что это будет, если не грех против себя? А к себе надо относиться, как к другому, иначе нечестно!

– Ха, тогда и всё что ты сделал в себе – важно помнить, так как если это было с другим. Тогда и дружба с собой и война – это всё считается за историю.

– А ты как думал!

– Да нет же! Не может человек сделать другому хорошо, а себе одному плохо, и больше никому от этого плохо не станет. Так не бывает!

– Да сколько хошь!...

Я слушал очень внимательно, меня не сказать словами как захватила эта полемика – но тут трое (а может и больше, не скажу точно) спорящих перешли на примеры из взрослой жизни, и я перестал понимать их аргументы! Я потерялся – не столько в именах действующих лиц, сколько в дефолтах "поддержек" и "подлянок", на которые спорщики ссылались как на нечто само собой разумеющееся. "А он-то не мог дать им другой поддержки кроме как застрелиться…" "А этот хмырь отколол подлянку – бросился очертя голову в пожар, чтобы сгореть!"…

Потом, став старше и осведомлённее, я не смог уже восстановить конкретных доводов из того разговора. Между тем меня, видящего себя таким овердрайвером, время от времени посещало сомнение скорее обратного свойства: если я точно знаю, что делаю много кому плохо (но считаю, что у меня есть на то веские причины – ибо убеждён, что выбираю меньшее из зол) – то не наносит ли это зло незримый ущерб моему духу, лишая его необходимой для Дела кристальной целостности?

И если да, то как оценить последствия: беда выразится лишь в том, что безупречный чёрный бриллиант моей уникальной личности в короне Меланургии будет не таким безупречным (тогда плевать – да чёрта ли мне в безупречности!) – или ущербина отразится на качестве оптического прицела, так что вся наша борьба пойдёт сикось-накось и все жертвы, добровольные, вынужденные и насильственные, окажутся напрасны? То есть мы не достигнем цели. То есть и я не пройду бездну насквозь. Вот это уже фигово.


Дальнейшие события и отношения постепенно открыли мне, насколько мои представления об окружающем были, скажем так, своеобразны. Последним – хотя и не самым сокрушительным – стало открытие, что даже текст песни про овердрайвера я тоже помнил совсем не таким, каков он в первоисточнике! – и, подозреваю, не совсем таким, каким его исполняли наши гитаристы.


Вот что принёс Меена в ответ на мой запрос:


Приближается напасть вражья
Поглотить мой недолгий век.
Вы постойте, други, на страже,
Чтобы мне собраться в побег–
Схорониться за вами,
Чтоб с пустыми руками
Не сорваться в побег:

Фляга, спички, порох, тесак
У меня при себе и так.

Вешний ветер и звон ночной
Всюду сами пойдут со мной.

Муравой – вдоль моих дверей
Что течёт – обернусь скорей.

Дуб и мельницу и поток
Заверну в носовой платок.

Запах досок, очажный жар
Я надёжно к сердцу прижал.

Отпустив меня, не робейте:
Через вьюгу или жнивьё
От победы иду к победе,
Не теряя ничто своё:
Даже падая в бедах,
Вод забвенье изведав –
Но в объятьях своё:

Семицвет незабвенных лиц
Сохранён между двух страниц.

Упованья воздушный змей
За собою влечёт – скорей!

И мешок, где лежат грехи,
Не оттянет лёгкой руки.

В аварийный спрятан запас
Отрешения смертный час.

И мгновенья вечной любви
Я несу как искры в крови.


Впрочем, подумал я, пережив первое ошеломление, на самом деле всё отлично! Пусть мой вариант текста будет вкладом в ноосферу ЗА, творческим актом слушателя.
Tags: а_на_самом_деле, волюнтарист-одиночка, друзья-родные, истории, стихи, щасливае децтво
Subscribe

  • Мой Дэ Рэ наступает, если кто забыл! Складывайте сюда поздравления)

    Всех поздравляю с моей днюхой! Ура! Ну и с разными параллельными совпавшими праздниками тоже заодно) Год новый, но и я не старый) Под катом –…

  • Зимняя Песня

    Сочинили мы с Астом, началось с мимолётной переделки первой строки песни Городницкого "Деревянные города", а дальше мы увлеклись и по очереди…

  • Пародина

    Сразу объясняю заголовок: это не опечатка, а имеются в виду пародии на поэму Германа "Родина". Мы с бяшей обещались Герману поискать переделок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Мой Дэ Рэ наступает, если кто забыл! Складывайте сюда поздравления)

    Всех поздравляю с моей днюхой! Ура! Ну и с разными параллельными совпавшими праздниками тоже заодно) Год новый, но и я не старый) Под катом –…

  • Зимняя Песня

    Сочинили мы с Астом, началось с мимолётной переделки первой строки песни Городницкого "Деревянные города", а дальше мы увлеклись и по очереди…

  • Пародина

    Сразу объясняю заголовок: это не опечатка, а имеются в виду пародии на поэму Германа "Родина". Мы с бяшей обещались Герману поискать переделок…